Водный налог
Этот налог уплачивают предприятия и ИП, использующие воду на лицензионном основании: забирая из водоёмов, пользуясь акваториями. Как субъекту бизнеса безошибочно определить сумму такого налога, чтобы не ошибиться в декларации.Кому положено его уплачивать
Субъектов бизнеса, пользующихся водоёмами, возможно поделить на 2 типа:- имеющие лицензию на применение водных объектов;
- нуждавшиеся в лицензии ранее, однако столкнувшиеся с окончанием её срока и невозможностью его продления согласно законам.
Существует специальная лицензия. Субъекты бизнеса, пользующиеся водными объектами на её основании, непременно должны платить такой налог. Здесь возможны 2 варианта.
Для некоторых форматов использования водных объектов лицензия потребуется в любом случае: к примеру, чтобы забирать воду из этих объектов, использовать акваторию.
На иные форматы использования лицензия могла быть оформлена ранее, однако сейчас эти варианты пользования уже не нужно лицензировать, так что продление лицензии не потребуется. Обычно это относится к лицензиям, полученным ранее, чем был введён водный налог - раньше 1.01.2007.
Здесь имеет место одно правило. Когда подобная лицензия остаётся действительной, налог следует уплачивать. А по истечении срока лицензии получение новой и уплата налога не требуются.
Если время лицензии исчерпано, вместо неё пользователь воды может располагать одним из 2-х иных типов документации:
- договор пользования водой - заключается с региональной властью либо местной администрацией, согласно этому договору взимается оплата за воду;
- решение насчёт того, чтобы предоставить водные объекты для пользования - к примеру, чтобы сплавлять дерево либо забирать воду. Если дело касается безопасности РФ, данное решение принимается российским Правительством, в иных случаях - региональными либо местными властями.
Эти варианты документации подразумевают уплату не водного налога, а просто договорных платежей.
Расчёт налоговой базы
Плательщики налогов определяют суммы сами. С этой целью потребуется безошибочное определение базы налогов и ставки именно водного налога. Первую вычисляют по отдельности для каждого типа пользования водой и объёму воды. К типам пользования водой можно отнести её забор, пользования акваториями водоёмов, сплав дерева. К водным объектам может относится озеро, река, море.Разберём разные ситуации с определением налоговой базы.
Пользование в формате забора воды. Здесь налоговую базу определяют по объёму воды, которая была выкачана из водоёма в течение квартала. Этот объём вычисляют одним из следующих методов:
- На основе показаний измерительной техники. Эти показания отражаются в особом журнале, форму которого утвердил приказ Минприроды номер 903 от 9 сентября 2020.
- На основе длительности работы и продуктивности иной техники в случае, когда измерительная техника отсутствует. К примеру, в случае забора воды с помощью насоса налоговую базу определяют продуктивностью насоса.
- На основе потребления воды из лицензии в ситуации, когда первые 2 метода для определения водного объёма не подходят. Лимит устанавливается для любого из водоёмов и в отдельности по каждой цели пользования им.
В случае пользования водой без её забирания для потребностей ГЭС налоговую базу высчитывают по объёму электрической энергии, выработанной в течение квартала.
В случае пользование водой для иных целей нбазу подсчитывают по площади акватории, предоставленной для использования. Данный параметр обычно указывается в лицензии по использованию воды.
Ставки
Она детерминируется несколькими факторами: объектом обложения налогом, бассейнами водоёмов, экономическими районами.Когда для одного водоёма действуют различные ставки, налоговая база подсчитывается по отдельности для каждой из них. К примеру, некое предприятие качает воду из р. Волга на территориях городов Екатеринбург и Тула. Последние относятся к Поволжскому и Центральному районам, в них имеются различные ставки налога, так что его сумму потребуется посчитать по отдельности для каждого из 2-х случаев.
Бассейн воды порой фигурирует в лицензии, также можно его узнать в водном управлении.
Увеличение ставки такого налога
К каждой ставке этого налога по определению применяется коэффициент увеличения:- в 2024 он равен 4,05;
- а в 2025 будет уже 4,65.
Также существуют коэффициенты, носящие дополнительный характер.
Пример расчёта
Фирма "Стройся" качает воду от подземных потоков согласно лицензии. Объект относится к бассейну Дона в Центральном районе. Этой фирме дан лимит 180 000 куб. м в год. В 4-м квартале 2024, согласно показаниям приборов, ею было выкачано 63 000 куб. м воды.Бухгалтер данного предприятия вычислил водный налог таким образом.
Лимит для квартала в Центральном районе составляет 180 000 куб. м / 4=45 000 куб. м.
Так что забор был сверх лимита, от 63 000 отнимаем 45 000 и получаем 18 000 куб. м.
Налоговая ставка Центрального района за каждых 1 000 куб. м равна 384 руб. × 4,05 = 1 555 руб.
За водный забор налог в границах лимита: 63 000 куб. м × 1 555 руб. / 1 000 куб. м = 90 970 руб.
За выкачивание сверх лимита налог составит 18 000 куб. м × 1 555 руб. / 1 000 куб. м × 5 = 54 425 руб.
Итого налог составит 90 970 руб.+54 433 руб.=167 295 руб.
Когда уплачивать налог, когда подавать декларацию
Периодом по означенному налогу служит квартал. Налог перечисляется в едином налоговом платеже, при этом пользуются единым налоговым счётом (ЕНС), ранее 28 дня месяца, идущего после отчётного квартала.К примеру, в течение 1-го квартала уплата водного налога положена ранее 28-го апреля, в течение 2-го квартала - ранее 28-го июля. Когда крайний последний день для выплаты падает на праздник либо уикэнд, потребуется перечисление налога в самый близкий будний день.
При наличии у субъекта бизнеса соответственной лицензии и отсутствия фактической деятельности сдаётся нулевая декларация. Если субъект бизнеса более не намерен пользоваться водоёмом, потребуется аннуляция лицензии. .Декларация подаётся в районе пользования водоёмом.
При ведении водопользователем работы в 2-х и больше городах, относящихся к единому субъекту РФ, предоставление декларации допустимо и в ФНС, где находится субъект бизнеса, и в ФНС по месту пользования водой. Однако 2-й вариант потребует согласования с ФНС.
Декларация может быть сдана:
- в бумажном формате при помощи представителя либо почтой;
- в электронном формате.
В случае среднесписочного числа персонала в предыдущем году свыше 100 сдача налоговой допустимо исключительно электронно.
Ответственность при неуплате
Определяется видом нарушения.
При неуплате налога вследствие ошибок в расчётах либо незнания об обязательстве такой уплаты ФНС чаще всего штрафует субъект бизнеса на 20 процентов неуплаченной суммы. В случае доказанности умысла на неуплату штраф составит уже 40 процентов.
При несдаче декларации возможен штраф на 5 процентов декларационной суммы налога, не заплаченного своевременно. Штраф потребуется выплатить за все месяцы (даже неполные), когда была просрочка, начиная теми сутками, что установлены для предоставления декларации. Предельный объём подобного штрафа - 30 процентов не выплаченного в свой срок налога, но не менее 1 000 руб.
Если налог выплачен своевременно и целиком, однако декларация сдана позднее, ФНС вправе назначить штраф в 1 000 руб. При неуплате части положенного налога штраф рассчитывается из данной части.
За несвоевременно сданную декларацию руководитель предприятия может получить предупреждение либо тот же штраф - это решит суд. Такой штраф находится в диапазоне всего 300...500 руб.
При сдаче декларацию в неверном формате (бумажном вместо электронного компанией, обязанной подавать только электронно), это чревато штрафом в 200 руб. .
При пользовании водой без таковой лицензии и получении при этом субъектом бизнеса больше 2 250 000 руб. прибыли штраф руководителю может достичь 300 000 руб. При таком доходе свыше 9 000 000 руб. возможен штраф в диапазоне 100 000...500 000 руб.