Вопросы:
- Водитель Такси – как зарегистрироваться, ИП или самозанятый. Как рассчитать доход, какие налоги платить и как вести учет.
- Агрегатор Такси – какая форма ООО или ИП, какая система налогообложения выгоднее. Как рассчитать доход, учет и расчет налогов.
- Водитель Такси - как зарегистрироваться
- Какие документы нужно получать для работы в Такси.
Парковым водителям (работают на таксопарк):
- справка об отсутствии или наличии судимости.
Самозанятым водителям (сотрудничают с сервисом напрямую или через таксопарк по агентскому договору):
- справка об отсутствии или наличии судимости;
- разрешение на деятельность перевозчика;
- если поездки выполняются на собственном автомобиле — его надо внести в реестр легковых такси, он свой в каждом регионе.
Таксопаркам (имеют своих водителей и автомобили):
- разрешение на деятельность перевозчика — после этого таксопарк окажется в реестре перевозчиков;
- внести парковые автомобили в реестр легкового такси.
Тем, кто сдаёт автомобили в аренду:
- внести в реестр легкового такси автомобили, которые будут сдавать в аренду перевозчикам.
Водитель Такси как самозанятый (НПД).
- Прямой договор с «Яндекс Такси»;
- Регистрация через приложения «Мой налог»;
- Лимит доходов в год 2,4 млн
4% – по доходу от физлиц. 6% – по доходу от организаций и ИП. (За счет налогового бонуса, который предоставляется всем самозанятым при регистрации, ставки снижаются на 1% и 2% соответственно и составляют: 3% – с дохода, полученного от физлиц. 4% – с дохода от юридических лиц и ИП.);
Учёт ведет самостоятельно в приложении «Мой налог».
Водитель Такси как ИП.
Прямой договор с «Яндекс Такси»Взносы на страхование (Уплачиваются независимо от получения прибыли и факта ведения деятельности в целом).
- В 2024 г. 199,35 млн руб. – обычная ставка, 265,8 млн руб. – повышенная ставка;
- В 2025 г. 250 млн руб. – обычная ставка, 450 млн руб. – повышенная ставка. НО добавили Лимит в 60 млн. всё что выше 60 млн. добавляется ставка НДС 5% до 250 млн. руб., и ставка НДС 7% до 450 млн. руб.;
УСН уменьшается на сумму взносов на страхование;
Необходимо вести налоговый и бухгалтерский учет.
Важные нюансы и различия.
1. ИП может тратить деньги как хочет: на личные нужды, на нужды бизнеса. Как-то оформлять или платить с этого налог не нужно.
2. Из ООО, напротив, вывести деньги не так-то просто. Можно либо выплатить прибыль через зарплату, либо распределить прибыль и начислять дивиденды. Но в обоих случаях с суммы нужно заплатить НДФЛ, а если это будет вариант с зарплатой, то еще и взносы.
3. По сравнению с ООО, у ИП гораздо меньше налогов и с отчетностью дела обстоят гораздо проще. Но есть одна важная особенность ИП, на которую многие не обращают внимание: обязанность платить фиксированные взносы не зависит от того, вел деятельность ИП или нет, приносила ли его деятельность прибыль или была убыточной.
4. ИП может применять патентную систему налогообложения, которая в определенных видах деятельности очень выгодна для бизнеса, в то время как для ООО патент недоступен.
5. Предпринимателю также следует учитывать, что размеры штрафов за различные административные правонарушения для ИП гораздо меньше, чем для ООО за те же самые правонарушения.
Схема работы «Яндекс.Такси»
1. Пассажир заказывает поездку через приложение.
2. Пассажир оплачивает поездку по карте, и деньги поступают в агрегатор.
3. Агрегатор не работает с водителями-физлицами, только с Партнёрами (ООО и ИП) или водителями-предпринимателями, перечисляя им деньги от пассажира за минусом своей комиссии.
4. Эти Партнёры в дальнейшем удерживают свою комиссию и перечисляют сумму оплаты от пассажира реальному исполнителю заказа — водителю.
Движение денег происходит по схеме.
Какие системы налогообложения выбирают таксопарки с «подключенцами»
6% УСН:
Аббревиатура УСН расшифровывается как упрощенная система налогообложения.
Если таксопарк выбирает этот вариант — 6% по УСН, это означает, что объектом налогообложения в его случае, то есть объектом, с которого рассчитывается налог, будут его доходы, причем ставка налога равна 6%, а налог рассчитывается поквартально нарастающим образом.
15% УСН (доход минус расход).
Этот вид расчета налоговых выплат также относится к упрощенной системе налогообложения, но в этом случае налог рассчитывается с разницы между доходами и расходами таксопарка и составляет 15%. Эта система отлично подходит тем организациям, у которых расходы высоки в сравнении с доходами. Авансовые или налоговые платежи рассчитываются нарастающим образом по итогам первого квартала, полугодия и девяти месяцев.
К расходам в случае таксопарка с «подключенцами» относятся:
-
арендная плата за помещение, оборудование, офис;
-
коммунальные платежи (освещение помещения, офиса, затраты на отопление, водоснабжение, телефонную связь и интернет);
-
зарплата сотрудникам таксопарка;
-
выплаты водителям;
-
расходы на рекламу таксопарка;
-
проценты по банковским кредитам;
-
расходные материалы (канцелярия, офисная техника, программное обеспечение, вода для кулера, чай, кофе и прочее);
-
услуги (уборка помещений, настройка оборудования, системное администрирование);
-
банковские комиссии за переводы;
-
сервис Taxi.
Часто задаваемые вопросы:
Платит ли «Яндекс.Такси» налоги за водителей?
«Яндекс.Такси» не работает с водителями-физлицами, потому что при выплатах им агрегатор обязан удерживать НДФЛ.
В договоре между «Яндекс.Такси» и Партнёром указано, что именно Партнёр оказывает услуги по перевозке пассажиров.
На самом же деле Партнёры в большинстве случаев создаются не как Таксопарки с наёмными водителями в штате, оказывающие пассажирские перевозки, а как посредники между «Яндекс.Такси» и водителем-физлицом, оказывающие агентские услуги «по установлению взаимодействия между Сервисом „Яндекс.Такси” и Перевозчиком».
Если бы можно было на законных основаниях перечислять водителям плату за поездки без уплаты налогов с этих сумм, то «Яндекс.Такси» работал бы напрямую с водителями.
Налоги «Яндекс.Такси»: кто платит государству?
В этой системе взаимодействия получается, что налог с доходов водителя не платит никто. «Яндекс.Такси» платит налоги со своей комиссии, Партнёры платят налоги со своей комиссии, водители получают деньги от Партнёров и не платят налог.
Где риски?
Все Агрегаторы составляют свой договор с Партнёрами так, что никаких претензий к самим Агрегаторам возникнуть не может, поскольку Агрегатор по договору — всего лишь агент. Но по законодательству это не так.
Расчеты с водителями и НДФЛ.
При перечислении денег от «Яндекс.Такси» водителям Партнёр может быть признан налоговым агентом, налоговая может признать, что обязанность исчислять НДФЛ и перечислять его в бюджет должен именно Партнёр.
В статье 226 Налогового кодекса указано: компании (ООО или ИП), от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доход, являются налоговыми агентами и обязаны удержать и перечислить налог на доходы физических лиц.
В договоре между Партнёром и водителем, как правило, есть указание на то, что водитель является выгодоприобретателем и оказывает услуги по перевозке от своего имени, а значит и налоги должен платить самостоятельно.
Но с точки зрения законодательства данный пункт можно признать ничтожным.
Расчеты с водителями и риски признания договора трудовым.
Поскольку в договоре с «Яндекс.Такси» указано, что Партнёр является исполнителем услуг, то договор между Партнёром и водителем может быть признан притворным.
Тогда налоговая инспекция может переквалифицировать агентский договор в трудовой и начислить все причитающиеся налоги с заработной платы водителя. А вместе с налогами ещё и привлечь налогового агента к ответственности за невыполнение обязанности.
Где риски?
Самыми безопасными с точки зрения налогового законодательства являются два варианта:
1. Когда водитель — зарегистрированный индивидуальный предприниматель. Он самостоятельно заключает договор с «Яндекс.Такси» и платит налог с полученных средств от агрегатора. Система налогообложения здесь может быть любой — упрощенной, патентной, ЕНВД.
2. Когда Партнёр оформляет водителей в штат компании, выплачивает им не агентское вознаграждение, а заработную плату, уплачивая в бюджет налоги и взносы с заработной платы водителя. Вся сумма поступлений от «Яндекс.Такси» в таком случае будет суммой доходов. Однако такая схема является убыточной и нежизнеспособной, поскольку уплаченные налоги будут в разы превышать вознаграждение, которое платит «Яндекс.Такси» партнёрам.
ВЫВОДЫ: Рисковать или не рисковать — каждый владелец бизнеса решает сам!