Федеральная налоговая служба берет под свой контроль финансовые операции, сделки контрагентов и денежные потоки, поступающие от налогоплательщиков. Она ведет активную борьбу с фирмами-однодневками, доказывает правонарушения юрлиц и физлиц, устаивает проверки вместе с правоохранительными органами. Некоторые сделки могут показаться особо сомнительными, неизменно вызывают подозрения контролирующих служб.
Займы
В первую очередь к операциям, привлекающим внимание ФНС, нужно отнести заемные средства. Организации вправе занимать деньги либо давать их взаймы. Чтобы сохранить контроль над денежными потоками, заем часто оформляют между организацией и ее филиалами, между взаимозависимыми лицами. Риски могут быть для займодателей и для заемщиков.
Налоговая вправе заинтересоваться сделками, в которых фигурируют займы, выдающиеся:
- без процентов — для компании-займодателя это невыгодно, ФНС это расценит как сокрытие части доходов, как уклонение от уплаты налога;
- на длительное время либо вовсе бессрочные — для заемщика такие сделки можно рассматривать как получение дивидендов, поэтому налоговики вправе включать их в общую сумму его дохода;
- просроченные, по которым не предъявлены требования к выполнению долговых обязательств (к своевременному возврату долга), не пролонгированы договоры, не начислены штрафы за просрочку — что не может не вызвать подозрения у служб контроля, они сочтут операции займа фиктивными, а договоры формальными.
На финансовом рынке получить такие займы открыто просто невозможно — подобные сделки указывают на тесную связь (взаимодоговоренность) займодателей и заемщиков. Если компания выдает много заемных средств руководителям, учредителям, физлицам, это похоже на вывод денег из оборота, попытки обналичивания или «отмывки» денежных средств. Такие операции всегда под пристальным контролем налоговой инспекции.
Сделки и взаиморасчеты с физическими лицами
Даже при работе со штатным персоналом возникают проблемы:
- неправильно составлен трудовой договор, в нем есть пункты, которые можно трактовать неоднозначно (операции трудоустройства тоже под контролем ФНС);
- занижена заработная плата специалистов, ее размер не отвечает требованиям закона и Трудового Кодекса по данной отрасли или региону;
- раздут штат сотрудников, есть «мертвые души», которые не присутствуют на рабочих местах, не выполняют трудовые операции;
- не обосновано применение низких ставок при расчете налогов (напоминание: с 2025 г. действует 5-ступенчатая шкала).
Внимание ФНС привлечет слишком быстрый, буквально моментальный перевод денег, полученных сотрудником (повышенной зарплаты, вознаграждения), со своего личного счета на другой расчетный счет: это похоже на операции обналичивания средств организации или предприятия. При контроле физлиц, работающих на маркетплейсах, предметом спора выступает дата признания дохода (дата продажи товара или срок зачисления денег на карту селлера).
Если управляющим компании-юрлица становится индивидуальный предприниматель на УСН, сделки подпадают под контроль налогового инспектора: расходы ИП на уплату налога (6%) вдвое ниже чем у директора, который работает по обычному трудовому договору (платит НФДЛ=13%). Этот момент описан на нашем Дзен-канале в соответствующем разделе статьи.
Материальная помощь
Руководство компаний нередко злоупотребляет положением и использует материальную помощь не по назначению, тем более, что порядок и суммы социальных выплат работодатели вправе установить самостоятельно. Уважительные причины — рождение детей, лечение, обучение, выход на пенсию, поддержка сотрудников при ухудшении материального состояния.
Операции, привлекающие внимание налоговой:
- деньги начисляются работнику ежемесячно в течение длительного времени;
- сумма матпомощи связана с должностью специалиста либо с отработанным временем.
Все выплаты должны производиться на основе заявлений от сотрудников, где они указывают побудившие их причины обращения и прикладывают подтверждающие документы.
Работа с самозанятыми
Ежегодно возрастает количество самозанятых лиц, которых компании охотно привлекают к работе. За таких исполнителей не нужно платить налог, делать страховые и пенсионные отчисления.
При работе с самозанятыми нередко заключаются сделки, привлекающие внимание налоговой: подмена трудовых договоров ГПД или ГПХ, вместо привлечения фрилансеров для разовых или временных услуг им поручают постоянную работу и выделяют рабочие места либо оформляют самозанятыми бывших сотрудников, уволенных менее 2 лет назад.
ФНС вправе передать сведения о компании в комиссию по трудовым спорам, если:
- ИП или организация привлекла к сотрудничеству одновременно 10 или более самозанятых лиц;
- взаимодействие исполнителя с заказчиком услуг (средняя продолжительность работы) длится свыше трех месяцев;
- среднемесячный доход каждого привлеченного фрилансера, который он получает за труд или услуги, превышает 20 тысяч рублей.
Эти ограничения распространяются на любой бизнес, независимо от его размера и численности персонала. В задачи ФНС входит выявление нелегальной занятости самозанятых граждан, контроль своевременности подачи деклараций о доходах.
Заключение
Сделки, которые заключаются на нерыночных условиях, должны отвечать требованиям закона — они не должны отличаться от обычных рыночных соглашений. С доходов, которые они приносят, нужно платить налог.
Сделки, привлекающие внимание ФНС, не остаются безнаказанными. Незаконные соглашения между взаимозависимыми лицами приведут к серьезным юридическим последствиям — инспекция найдет скрытые доходы, сочтет это уклонением от обязательств налогоплательщика. Беспроцентные и бессрочные займы могут быть переквалифицированы, что дает право ФНС:
- пересчитать доход заемщика;
- доначислить проценты по налоговым платежам;
- предъявить штраф.
Налогоплательщики будут обязаны по всем сокрытым от контроля операциям уплатить НДФЛ и страховые взносы. За подмену трудовых отношений ИП заплатят до 10 000, должностные лица — до 20 000, компании — до 1000 000 рублей.
Перед заключением договора с контрагентами нужно проверить их благонадежность: на сайте НФС создан специальный сервис «Проверь себя и контрагента». Если налогоплательщика (юридического или физического лица) нет в базе либо информация о нем не полная, лучше отказаться от сотрудничества и совместной деятельности.