В 2025 году Федеральная налоговая служба продолжает активную работу по проведению проверок, демонстрируя рост эффективности контроля. В статье представлены ключевые результаты и разъяснено, как инспекторы выбирают объекты для проверок.
Общая статистика проверок 2025г.:
- 140 млрд рублей — общая сумма доначислений за I квартал 2025 года
- Рост на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года (тогда было 106 млрд рублей)
- 12 000 проверок проведено за первый квартал
Распределение доначислений
По типам проверок:
- 101 млрд рублей — доначисления по выездным проверкам
- Остальные суммы — по камеральному контролю
По категориям налогоплательщиков:
- Основная часть доначислений приходится на компании
- 604 млн рублей доначислено физическим лицам (рост в 2 раза по сравнению с прошлым годом)
Основные направления контроля:
- Строительство
- Розничная торговля
- Общепит
- Логистика
- Сфера услуг
Категории налогоплательщиков:
- ИП и самозанятые
- Компании, использующие льготные режимы
- Физлица, сдающие жилье
- Владельцы зарубежной недвижимости
- Криптовалютчики
Ключевые виды нарушений:
- Неправомерное применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (НДС), что свидетельствует о несоблюдении налогового законодательства и попытках искусственного уменьшения налоговой базы.
- Необоснованное использование пониженных ставок налога на прибыль и упрощенной системы налогообложения (УСН), что может быть квалифицировано как злоупотребление налоговыми льготами.
- Сокрытие доходов, что представляет собой умышленное нарушение налогового законодательства с целью уклонения от уплаты налогов.
- Ошибки в расчете налогов при осуществлении сделок между взаимозависимыми сторонами, что указывает на наличие схем, направленных на минимизацию налоговых обязательств.
Как инспекторы выбирают организации и ИП для выездных проверок?
Выбор объектов для проведения выездных проверок осуществляется на основе риск-ориентированного подхода, что позволяет эффективно выявлять потенциальные нарушения налогового законодательства.
Бизнесмены могут самостоятельно оценить свои налоговые риски, руководствуясь общедоступными критериями, установленными в приказе ФНС от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@.
Критерии отбора для проверок:
- Низкая налоговая нагрузка и рентабельность деятельности, что может свидетельствовать о наличии скрытых доходов.
- Серия убытков, что может быть признаком применения схем минимизации налогов.
- Чрезмерные вычеты НДС, которые могут указывать на использование фиктивных операций.
- Заниженные зарплаты, что может свидетельствовать о сокрытии доходов и уклонении от уплаты налогов на доходы физических лиц.
- Рост расходов, опережающий доходы, что может быть индикатором применения схем дробления бизнеса.
- Использование сомнительных схем, направленных на минимизацию налоговых обязательств.
- Частые изменения налоговых инспекций, что может свидетельствовать о попытках избежать налогового контроля.
Недавно Федеральная налоговая служба сообщила о росте доначислений налоговых обязательств, несмотря на практически неизменное количество проверок.
Увеличение объема доначисленных налоговых обязательств обусловлено не только выявлением большего числа нарушений, но и изменениями в законодательстве, направленными на ужесточение налогового контроля.
С 2025 года вступили в силу новые правила расчета пеней, согласно которым за просрочку более месяца ставка пени удваивается. Кроме того, на итоговые суммы доначислений повлияло повышение ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации с 16% до 21% в предыдущем году, что привело к увеличению стоимости заимствований и, как следствие, к росту налоговых поступлений.
ФНС отмечает усиление точечного контроля, основанного на анализе рисков, цифровых данных и информации о банковских операциях и взаиморасчетах. Цифровизация налоговой службы позволяет своевременно выявлять схемы уклонения от уплаты налогов и эффективно обмениваться информацией с другими государственными органами.
Наиболее часто доначисления налогов происходят в отраслях, характеризующихся высокой долей наличных расчетов, дроблением бизнеса и применением схем уклонения от НДС.
Налог на добавленную стоимость (НДС) традиционно занимает одно из первых мест среди доначисленных налогов.
Ситуация может усугубиться в связи с изменениями в налоговом законодательстве, вступившими в силу с 2025 года. Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 24 июня 2025 года № 03-07-11/61264, компании и индивидуальные предприниматели на упрощенной системе налогообложения (УСН) с доходом более 60 миллионов рублей будут обязаны уплачивать НДС. Уплата налога должна начинаться с первого числа месяца, следующего за тем, в котором доход превысил 60 миллионов рублей. При этом операции, осуществленные в месяце, когда был превышен лимит, не облагаются НДС.
Основные проблемные точки:
- Дробление бизнеса
- Завышение расходов
- Неполное отражение выручки
- Ошибки в учете зарплат
- Использование схем с самозанятыми и ИП
- Получение необоснованной налоговой выгоды
Рекомендации для бизнеса:
- Тщательно вести документооборот
- Избегать схем оптимизации с признаками ухода от налогов
- Правильно отражать все операции
- Следить за изменениями в налоговом законодательстве
- Проводить внутренний аудит перед проверками ФНС