В связи с приближающимся окончанием срока действия экспериментального режима для самозанятых (НПД), Минэкономразвития России инициировало дискуссию о его будущей архитектуре. Ожидаемые корректировки вызвали значительный резонанс в деловой среде, поскольку затрагивают интересы многомиллионного сегмента — по состоянию на конец августа 2025 года в стране зарегистрировано 14,3 млн самозанятых против 11,2 млн годом ранее.
Экспериментальный статус НПД и необходимость трансформации
Режим НПД, введенный в 2019 году как десятилетний эксперимент, подходит к своему концептуальному рубежу. Глава Минэкономразвития Максим Решетников заявил о необходимости заблаговременно начать разработку новой модели, акцентировав внимание на системном подходе. Ключевой проблемой, требующей решения, министр назвал практику «мимикрии трудовых отношений», когда компании используют труд самозанятых вместо оформления официальных трудовых договоров. Минтруд и Роструд уже готовят соответствующие контрольно-надзорные меры.
При этом, как подчеркнул Решетников, пересмотру может подвергнуться не только режим для самозанятых, но и налогообложение индивидуальных предпринимателей (ИП), которые в некоторых случаях предлагают схожие услуги, но имеют более высокий лимит доходов (до 60 млн рублей) и потенциально более низкую налоговую ставку (до 1% по УСН).
Текущие параметры режима и потенциальные векторы изменений
Действующий режим НПД предусматривает налоговые ставки в размере 4% при работе с физлицами и 6% — с юрлицами и ИП, без обязательных страховых взносов.
В рамках предстоящей реформы эксперты рассматривают несколько сценариев:
- Корректировка налоговых ставок. Прогнозируется возможное увеличение ставок НПД. По мнению Михаила Хачатуряна, доцента Финансового университета при Правительстве РФ, базовые принципы режима могут быть сохранены, однако ставки вероятно вырастут незначительно — до 6–8% и 8,5–10% соответственно. Более радикальный сценарий — повышение до уровня НДФЛ (13%) — эксперты считают менее вероятным ввиду рисков оттока плательщиков в «теневой» сектор и роста цен на их услуги.
- Введение обязательных страховых взносов. С 1 января 2026 года Минтрудом предлагается ввести механизм добровольного социального страхования для самозанятых. Однако в перспективе он может приобрести обязательный характер. На текущий момент речь идет о добровольных взносах на страхование на случай временной нетрудоспособности (3,84% от выбранной страховой суммы) и пенсионные накопления.
- Пересмотр лимита доходов. Существует две противоположные тенденции. С одной стороны, Торгово-промышленная палата РФ выступает за увеличение годового лимита с 2,4 млн до 3,6 млн рублей. С другой стороны, для стимулирования перехода успешных самозанятых в статус ИП или ООО лимит может быть снижен.
- Введение «лимита от одного клиента». Для противодействия псевдотрудовым отношениям может быть законодательно закреплено правило, при котором значительный объем доходов от одного заказчика будет признаваться признаком трудовых отношений. ФНС уже сейчас отслеживает подобные маркеры в рамках системы мониторинга.
Прогнозы для рынка
Отмена режима НПД в 2026 году представляется маловероятной. Однако его постепенное ужесточение неизбежно повлечет рост фискальной нагрузки и, как следствие, увеличение стоимости услуг самозанятых. Несущественное повышение ставок, по мнению экспертов, не спровоцирует массовый уход в «теневой» сектор, так как легальный статус открывает доступ к кредитным продуктам и иным возможностям. В то же время, ключевой задачей регулятора остается поиск баланса между фискальными интересами государства и созданием благоприятных условий для развития малого бизнеса и самозанятости.